Раунды инвестирования в стартапы

Время на чтение ~ 8 минут

Редкие проекты развиваются на свои собственные средства. В основном стартапы на пути своего развития привлекают инвестиции. В этой статье о том, почему важно финансирование стартапа, как выглядит этот процесс и какие этапы привлечения инвестиций бывают.

Почему инвестиции важны для стартапа

Чтобы делать деньги, нужны деньги. Это фундаментальный бизнес-принцип, который, вероятно, никогда не изменится. Без финансирования, внешнего или внутреннего, вы не можете надеяться на рост и поддержание своего стартапа.

Привлеченные инвестиции в стартап позволяют:

  • Создать прототип, MVP продукта;
  • Провести исследование рынка и разработка продукта;
  • Собрать команду;
  • Закупить необходимые материалы / оборудование;
  • Подготовить юридическую базу;
  • Оформить необходимые лицензии, пройти сертификацию;
  • Арендовать помещение и другие административные расходы;
  • Запустить маркетинг и просто иметь оборотный капитал на поддержание работы стартапа.

Естественно, прежде чем приступать к первому раунду привлечения инвестиций, основатель должен понимать зачем и на что он привлекает средства. Причинами могут быть все упомянутые выше или только некоторые из них, в зависимости от стадии стартапа. Как бы то ни было, у вас должен быть конкретный бизнес-план / финансовая модель и презентация, чтобы убедить инвесторов, почему в ваш стартап стоит инвестировать.

Раунды привлечения инвестиций в стартап

Pre-seed

Pre-seed или предварительное финансирование

- это самый первый этап на пути стартапа. Именно на этом этапе основатель работает над Problem-Solution Fit, то есть подтверждает существование проблемы клиента и доказывает что предлагаемая идея/продукт решит эту проблему.

Задачи, которые решаются на этом этапе:

  • Изучение рынка
  • Разработка MVP
  • Тестирование идеи

По сути это исследовательская фаза создания стартапа и здесь важно ответить на следующие вопросы:

  • Жизнеспособна ли ваша идея?
  • Есть ли потребность и рынок для вашего решения?
  • Была ли ваша идея реализована раньше?
  • Насколько дорогостоящим является ваше решение?
  • Какую бизнес-модель вы будете использовать?

Сумма денег, требуемая на данном этапе, как правило, невелика, а каналы сбора средств обычно это неофициальные источники финансирования.

  1. 3F (Friends, Family and Fools) первичный этап финансирования, который берется от от семьи, друзей и «дураков». Очевидным преимуществом этого канала является доверие, которое вы уже завоевали у друзей и семьи. Это делает процесс поиска средств более простым и быстрым;
  1. Бутстрэппинг - запуск стартапа за счет собственных сбережений основателей, без вовлечения внешних инвестиции. Любой предприниматель, у которого накоплено достаточно денег для запуска своего стартапа, имеет преимущество в том, что ему не нужно никому возвращать долг, поскольку деньги не были взяты взаймы;

Seed

Seed или посевные инвестиции

- инвестиции на доработку главного продукта, поиска product-market fit , когда владельцы бизнеса пытаются найти продукт, соответствующий рынку, и подтвердить свою бизнес-идею и получить первые продажи.

В большинстве случаев компании на ранних стадиях убыточны. Расходы, покрываемые за счет посевного раунда финансирования, включают:

  • Запуск продукта
  • Маркетинг продукта
  • Новые сотрудники
  • Маркетинговое исследование соответствия продукта рынку

В этот период бизнес должен использовать полученные деньги для тестирования продукта с целевыми клиентами, получения обратной связи и понять, движутся ли они в правильном направлении или им нужно внести определенные изменения.

Источники финансирования

  1. Бизнес-ангелы. Это состоятельные люди, которые инвестируют в стартапы с высоким потенциалом роста. Существует множество инвесторов-ангелов, к которым вы можете обратиться и предложить свою идею стартапа. Получение инвестиций от этих людей, конечно, зависит от обоснованности вашего бизнеса и финансового плана, а также от того, верят ли они в видение бизнеса или нет;
  1. Инкубаторы. Инкубаторы - это организации, которые специально созданы с целью помочь стартапам созреть с помощью инвестиций и других методов. Как следует из названия, инкубатор помогает стартапам воплощать свои идеи, предоставляя инвестиции в виде долга, грантов, акционерного капитала наряду с необходимыми услугами, такими как офисные помещения, юридическая помощь, коммунальные услуги и многое другое. Это отличный толчок, который помогает молодым предпринимателям на ранних стадиях их развития;
  1. Краудфандинг. Краудфандинг - это способ сбора денег путем получения небольшой суммы от каждого человека в большой толпе. Эта форма финансирования осуществляется через онлайн-платформы, такие как Kickstarter или российский Boomstarter. Люди обычно снимают презентационное видео, чтобы продемонстрировать идею своего продукта. Цель состоит в том, чтобы прояснить, для чего это и для кого это. Это помогает людям решить, хотят ли они внести свой вклад в тот или иной проект или нет. Предприниматели часто стимулируют людей, обещая эксклюзивный ранний доступ к продуктам или какому-либо другому предложению, чтобы получить их финансирование;
  1. Государственная поддержка. Если вы проведете небольшое исследование, вы найдете различные схемы государственных займов или грантов для развития бизнеса, например фонд ФСИ (Фонд содействия инновациям).

Stage A (Раунд А)

На этом этапе разработка продукта становится серьезной. Стартап начал набирать обороты, уже есть продукт, клиенты начали использовать продукт, клиентская база растет. Есть положительные результаты в виде основного бизнес-показателя - выручки.Этап финансирования серии А знаменует собой начало венчурных инвестиций, и акции компании предлагаются в обмен на капитал.Средства на этом раунде привлекаются для масштабирования продаж, роста команды, улучшения продуктовых предложений, расширения географии и потенциального выхода на новые рынки.

Источники финансирования

  1. Фонды венчурного капитала. Это профессиональные фирмы, которые управляют управляемыми фондами специально для осуществления инвестиций на нишевых рынках. Каждая венчурная фирма имеет дело с предпочтительной отраслью по своему выбору и специализируется на знаниях, которыми они обладают в этой области, чтобы принимать разумные инвестиционные решения в быстрорастущих стартапах, которые до сих пор демонстрировали успех. Вовлеченные участники инвестируют в форме акционерного капитала и регулярно участвуют в руководстве стартапом.
  1. Фонды прямых инвестиций. Схема коллективного инвестирования, используемая для осуществления инвестиций в различные долевые (и в меньшей степени долговые).
  1. Бизнес-ангелы

Stage B (Раунд В)

Раунд B - это раунд, который начинается непосредственно после раунда A.В этом раунде, как правило, легче привлечь средства для стартапа при условии, что они доказали свой потенциал и показали бизнес-результаты с инвестициями, которые были сделаны в рамках предыдущих раундов финансирования.Компания привлекает средства также на масштабирование продаж, расширение географии. Стартапы на этой стадии имеют выделенные базы пользователей и стабильные потоки доходов. На данный момент вы доказали, что можете масштабировать свою идею.

Источники финансирования

  1. Фонды венчурного капитала. Обычно венчурная компания, которая возглавляла предыдущий раунд, также возглавляет этот раунд вместе с другими, которые проявили интерес из-за того, что стартап пока демонстрирует успех. В этом раунде у стартапа есть небольшое преимущество, поскольку они уже неоднократно доказывали свою успешность с момента их предварительной посевной стадии.
  1. Частный капитал или инвестиционные фирмы: Эти фирмы, как правило, избегают инвестирования в стартапы, однако, если они видят хорошую возможность в стартапе на поздней стадии, таком как компания серии B, которая имеет положительный послужной список, демонстрирующий быстрый рост, тогда они рассматривают возможность инвестирования в них.
  1. Банки. Раунд B также открывает возможность для стартапа обратиться к банкам за долговым финансированием с выплатой процентов, поскольку у них есть финансовая история бизнеса, чтобы показать свою способность возвращать деньги. Это весьма полезно для получения оборотного капитала, и многие основатели предпочитают долговое финансирование, поскольку оно не уменьшает их долю в капитале стартапа.

Stage C (Раунд C)

Финансирование серии C предназначено для компании, находящейся на пути роста и часто заинтересованной в расширении по всему миру. Возможно, на этом этапе будет легче найти инвесторов, поскольку они верят в успех стартапа.

Средства на этом этапе используются для выполнения следующих действий:

  • Создание новые продуктов;
  • Выход на новые рынки;
  • Приобретать неэффективные стартапы в той же отрасли

Серия C среди всех этапов финансирования стартапов - это раунд, в котором компания уже доказала успешность своей бизнес-модели, но требует дополнительного капитала для улучшения своих предложений или расширения по всему миру, а также, возможно, приобретения неэффективных стартапов.

Источники финансирования

Источники инвесторов остаются относительно прежними, включая венчурных капиталистов, которые инвестировали в предыдущих раундах, но этот раунд также может привлечь новых инвесторов, которые могут быть заинтересованы

Stage D (Раунд D)

Следующий раунд финансирования. Причины по которым стартап претендует на раунд D:

  • Неудовлетворительная производительность: стартап не достигает целей, поставленных во время раунда финансирования серии C. Затем он собирает больше средств в раунде серии D для решения проблем;
  • Нет ограничений на количество раундов финансирования, которые может пройти стартап. Если у компании есть более продвинутые цели по получению дохода, она может завершить столько серий сбора средств, сколько необходимо;
  • Новые возможности. Появляется потенциально прибыльная возможность, которая требует от компании действий до первичного публичного размещения акций (IPO).

Последующие раунды

Последующие раунды не так важны — они обозначают лишь количество проведённых раундов. В отличие от предыдущих этапов финансирования стартапа, если стартап достигает серии D, E, F или G, в большинстве случаев это не является хорошей новостью.Это свидетельствует об отсутствии успеха в бизнесе за счет средств, которые были приобретены ранее.В конечном итоге стартапу требуется больше средств для выживания, чем для того, чтобы поддерживать себя за счет полученного дохода.Таким образом, вместо того, чтобы повысить оценку компании, эти более поздние раунды финансирования начинают обесценивать стартап.

Мезонинное финансирование

Стоит еще упомянуть о мезонином финансировании. Эти кредиты предназначены для достаточно зрелых предприятий стоимостью не менее 100 миллионов долларов. Мезонинный кредит сочетает в себе долг и собственный капитал для кредиторов, в то время как бридж-кредиты - это краткосрочное финансирование. Они закрывают финансовый разрыв между этой фазой и IPO. Эти средства могут быть использованы для выкупа управления в другой компании или приобретения конкурента. Кредиты обычно длятся от шести до 12 месяцев и выплачиваются за счет средств, полученных от IPO.

IPO

IPO

- это когда акции компании впервые выставляются на публичную покупку на фондовом рынке. IPO используется для получения средств для дальнейшего роста или позволяет владельцам стартапов обналичить свои оставшиеся акции для личного дохода.

Этот этап сильно зависит от роста компании и может наступить в любое время между сериями A и G. По сути данный этап это вершина успеха стартапа.

Однако сама подготовка к выходу на IPO требует значительных усилий, процесс листинга на фондовом рынке непростой, включает в себя юридические и финансовые формальности.

Подготовка включает в себя:

  • Подбор специалистов по публичному размещение акций, это эксперты SEC, юристы, бухгалтера и андеррайтеров;
  • Сбор финансовых показателей и ожидаемые будущие операции;
  • Подготовка аудита финансовой отчетности компании;
  • Выполнение правительственных требований к IPO, которые включают подачу стартапа в SEC и формализацию даты размещения.

В идеале, стартап должен стремиться выставить себя на фондовой бирже только тогда, когда у него есть данные о многолетнем росте, чтобы показать успех бизнеса после всего финансирования серии стартапов и то, как он развивался.

Итог

Итак, мы рассмотрели основные раунды финансирования. Не все эти раунды обязательны, часто стартапы либо пропускают, либо объединяют некоторые раунды. Данное деление является ориентиром, чтобы понимать на какой стадии стартап проект и на какие средства он может расчитывать.

Другие записи

2024-04-22

Разработали раздел с основными стартап терминами

2024-04-15

Презентуем новые возможности для инвесторов и стартапов

2024-02-29

Друзья, мы продолжаем активно развивать нашу платформу, внедрять новый функционал и увеличивать базу. Что нового за февраль?

2023-10-01

Новости платформы за Сентябрь